Важнейшие заявления бывшего президента о событиях, связанных с «Евромайданом» и реакция известных политических и общественных деятелей Украины.
Бывший президент Украины Виктор Янукович завершил дачу показаний по делу о преступлениях против участников «Евромайдана». Перед началом слушания судья уведомил экс-главу государства, что он может отказаться от дачи показаний, поскольку сам является подозреваемым по ряду дел. Однако Виктор Янукович выразил намерение ответить на все вопросы следствия.
В ходе допроса Янукович сделал ряд громких заявлений. Он утверждал, что принял решение не подписывать Соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом (что стало первой причиной массового недовольства), поскольку считал его вредным для украинской экономики, особенно тех предприятий, которые ориентированы на торговлю с Россией.
Подозрение о причастности к преступлениям против активистов «Евромайдана», по словам Януковича, оказалось для него неожиданным и ранее он ничего об этом не знал. Экс-президент уверяет, что условиях массовой акции протеста на Майдане он пытался следовать мирным путем и все время пытался «создать модель мирного урегулирования».
Разгон активистов, произошедший в ночь на 30 ноября, Янукович приписывает провокации «радикалов», допуская, что к решению о силовой акции мог быть причастен Сергей Левочкин, возглавлявший президентский аппарат. При этом, оценивая действия спецподразделения «Беркут» во время этих событий, Янукович признал, что правоохранители могли превысить полномочия, уточнив, что это - его личное мнение, а точный вывод можно сделать только после проверки.
Виктор Янукович заявил, что всегда был против кровопролития и не знает, кто принимал решение о вооружении силовиков, блокировавших акцию протеста на Майдане. В то же время экс-президент поблагодарил действовавших в Киеве сотрудников правоохранительных органов, которые, по его словам, подвергались нападениям и в этих условиях пытались обеспечить общественный порядок во время «Евромайдана». По словам Януковича, ему регулярно докладывали обо всех жертвах противостояния в столице.
В подрыве политической коалиции и единства Партии регионов Янукович обвиняет олигархов Дмитрия Фирташа и Сергея Левочкина, которых также считает причастными к дестабилизации ситуации по всей Украине.
Сторона обвинения утверждает, что Янукович во время событий «Евромайдана» часто звонил Виктору Медведчуку и дважды (в ночь с 18 на 19 февраля 2014 года) разговаривал с президентом РФ Владимиром Путиным. Экс-президент отвечает, что не помнит столь частых разговоров с Медведчуком, а разговора с Путиным «скорее всего не было». Также Янукович отрицает, что когда-либо встречался с помощником президента Путина Владиславом Сурковым и утверждает, что ни с кем не обсуждал варианты силового подавления протестов.
Янукович заявил, что на перехват его самолета поднимались истребители, но не сумел объяснить, как он попал на территорию России, упомянув, что решил двигаться в Крым (тогда еще не оккупированный), поскольку в районе Запорожья его кортеж едва не попал в засаду.
«По соображениям безопасности» экс-президент отказался называть суду адрес прописки, сказав лишь, что проживает в Ростовской области.
Прокурор следственной группы Генеральной прокуратуры Украины Алексей Донской выразил убеждение, что вопросы, которые задавали Януковичу адвокаты «беркутовцев», были заранее согласованы с российской стороной. Комментируя поведение Януковича на допросе, Донской заявил, что бывший президент не дал конкретных ответов или пытался ввести следствие в заблуждение.
Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко заявил, что Янукович слышал зачитанное во время заседания обвинение в государственной измене, сказав о попытке экс-президента замолчать этот факт: «Шлепер есть шлепер».
Второй президент Украины Владимир Кучма назвал допрос Януковича спектаклем и раскритиковал его организацию. Также Кучма добавил, что у Януковича была возможность избежать трагической развязки, если бы он выполнил требование Майдана об отставке правительства Азарова.
«Если бы Янукович согласился на его отставку, развитие событий происходило по другому сценарию. И Крым был бы наш, и на Донбассе такого бы не было», - считает Кучма.
Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос высказал удовлетворение от организации процесса и действий стороны обвинения, а также подчеркнул, что того как Генеральный прокурор зачитал обвинение, Янукович в соответствии с украинскими законами перешел в статус подозреваемого.
Нардеп от «Народного фронта» Антон Геращенко назвал слушания «клоунадой» и выразил уверенность, что Януковича ждет заочный суд.
Депутат от БПП Александр Бригинец считает, что единственное событие в ходе допроса, стоящее внимания - это объявление Януковичу подозрения о государственной измене.
Пользователи социальных сетей иронизируют над поведением Януковича на допросе: «Когда Янукович ругает радикалов, где-то плачет маленький Парасюк», «Кто сегодня реально жжёт, так это адвокат #Януковича», «в бегах Витек чуть подустал
он даже ручку не сломал#янукович», «Поговаривают, что Янукович, когда выпьет, звонит в Крым», «Янукович лучший стенд ап комик».