Кому, когда и какие документы нужно менять.
«Декоммунизация – это дорого», «теперь срочно нужно менять прописку», «после переименования нужно изменять все документы», «город или село названы по-новому – нужно менять паспорт», «гражданам, живущим на переименованных улицах, придется меня документы на квартиры – иначе потеряют жилье» – эти и другие страшилки вот уже около года надежно засели в разговорах украинцев что в транспорте, что в очередях, что на скамеечках под домами, что в соцесетях. Из этих ужастиков следует, что переименование улиц и населенных пунктов – это такие себе специально придуманные пытки с предназначением: изморить и насмерть замучить украинский народ новыми витками бюрократизма. И пока Одессу переименования в рамках декоммунизации волновали точечно и постольку поскольку, то под конец этой недели горожане взволновались не на шутку. Спокойствие, только спокойствие! Не такой страшный черт, как его рисуют – не столь бюрократичны и дорогостоящие последствия переименования одесских улиц, как этим пугают с разных щелей. Попробуем разобраться, что же за зверь такой – эта декоммунизация, как она проходит в Одессе и кому, когда и какие документы нужно будет менять, передает СобКор с ссылкой на Обозреватель.
Краткий ликбез по декоммунизации: что и зачем изменяют?
Преследование и аресты несогласных, расстрелы за мирные протесты, тюремные сроки на много лет за покрышки в багажнике, беспредел и попрание прав и свобод граждан, непроглядная стена цензуры, фальсификация законодательства, запугивание и угрозы – это все украинские реалии конца 2013 – начала 2014 годов. И это все уж больно напоминало времена Сталинщины и тогдашнюю репрессивную машину. В 21-ом веке попытка реванша тоталитарного режима воспринялась весьма остро. В Киеве после Майдана возрождение советского режима остановили, но оно продолжилось на Востоке и Юге Украины в рамках так называемой «русской весны» 2014 года. Российская Федерация откровенно позиционирует себя правопреемником СССР, ее лидеры называют Иосифа Сталина «эффективным менеджером» и в своей стране они взращивают именно те пугающие реалии, возрождение которых остановили в Украине.
И эти сомнительные реалии, позаимствованные у худшей из сторон нашего советского прошлого, переносятся и на оккупированные украинские территории. Это не случилось бы, если бы «русская весна» не опиралась на украинцев-носителей навязанных советских ценностей. Интервенция Российской Федерации, агрессия Путинской России в принципе опирается именно на таких людей – не на россиян, не на русскоговорящих, а именно на «гомо советикус». «Гомо советикус» опирается на советские ценности, в соответствии с которыми совершенно нормально уничтожать других людей, если они думают по-другому, чем ты.
Как же так случилось, что почти четверть столетия спустя отголоски советской ментальности и тоталитарных процессов послужили плацдармом для оккупантов? Проблема именно в сознании, в советских ценностях. Пост-коммунистические страны, где была проведена декоммунизации значительно быстрее интегрировались в сообщество демократических государств и на основе демократических и национальных ценностей развиваются. В декоммунизированных странах не представлялось бы возможности осуществить «русскую весну» – нет точки опоры, так как отсутствуют «гомо советикус».
Чтобы отбросить тоталитарное прошлое и избавиться от недемократических ценностей, 9 апреля 2015 года украинский парламент принял Закон Украины «Про осуждение коммунистического и национал-социалистического (нацистского) тоталитарных режимов и запрет пропаганды их символики». Оба эти режима уничтожили в Украине от 14 - 16 миллионов человек. Этот закон утверждает: любые тоталитарные практики неприемлемы для украинского государства. Убивать людей нельзя ни по классовым, ни по расовым, ни по каким-либо другим соображениям – такова суть декоммунизации и осуждения тоталитаризма. В законе прописано: до лета 2016 году будут изменены все названия, которые независимая Украина получила «в наследство» от СССР. Изменению подлежат названия, непосредственно связанные с коммунистическим тоталитарным режимом, содержащие названия его органов власти и имена деятелей режима, а также прославляющие события и памятные даты, связанные с тоталитарным культом.
Декоммунизация по-одесски: как переименования отразились на нашем городе и области?
С азами декоммунизации разобрались. Насколько же заметным был этот процесс в Одессе? До недавних пор одесситы в большей степени обсуждали переименования, происходящих в Одесской области и в других регионах Украины. Черноморск вместо Ильичевска? Погудели. Подольск на замену Котовску? Поговорили. Проанализировали тенденции переименований улиц на Одесщине. Однако, со времени вступления в силу «закона про декоммунизацию» уже прошел год, а до сих пор это не касалось лично одесситов – разве что библиотеки переименовали и другие мелочи: улицы целый год не трогали. Казалось, одесская власть надеялась на «авось пронесет». Но в законе четко приписан механизм на случай такого бездельничества: до 21 ноября 2015 местным советам следовало принять решение о переименовании конкретных улиц, переулков, площадей, парков, попадающих под действие декомунизацийного законодательства; если же местные власти не справятся с переименованием до 21 ноября 2015 года, то это этим уже обязан заняться сельский, поселковый или городской голова в течение следующих трех месяцев. Если же и они не сумеют обуздать строптивую декоммунизацию, право на переименование переходит в облгосадминистрации.
Когда сроки начали поджимать, в конце апреля Одесский горсовет решил переулков. В остальных случаях процесс затянули настолько, что переименованиями улиц занялись в ОГА. Сначала общественность ознакомилась с рекомендациями областной рабочей группы по декоммунизации, а тогда, затаив дыхание, все ждали подписанного распоряжения о переименовании одесских улиц. И вот на этой неделе несколько десятков улиц в Одессе получили новые названия. На карте города появился проспект Небесной Сотни и улицы Героев Крут, Ивана и Юрия Лып, Ивана Луценко, Ивана Мазепы, Романа Шухевича, Семена Палия, Владимира Ивасюка. Почтили память одесситов, погибших в зоне АТО, в частности героев-«азовцев» Вячеслава Кирилова, который прикрыл собой раненого побратима на фронте, а сам не выжил, Николая Троицкого и Александра Кутузакия, которые вернулись разыскивать своих побратимов после битвы и погибли. Кроме этого, было названо улицу на честь Игоря Иванова – десятника одесского «Правого Сектора», погибшего 2 мая 2014 года, защищая Одессу. Среди рекомендаций рабочей группы была и фамилияпогибшего в 2009 году Максима Чайки, но в распоряжении улицы его имени нет. С полным перечнем переименований можно ознакомиться на сайте Одесской ОГА.
Сразу же одесситы бросились с головой в омут обсуждений: почему эти имена, а не те? О принципах формирования списка на переименование «048.ua» рассказала советница главы Одесской ОГА Надежда Яшан.
Надежда Яшан: Конечно же, мы ждали, что согласно закону нам предоставят пропозиции местные советы. В тех случаях, когда это не случилось, у ОГА была возможность переименовывать улицы на свое усмотрение. Мы не брали эти названия «с неба» – мы обратились к историкам, в частности – на исторический факультет ОНУ им. Мечникова, чтобы они предоставили нам свое видение изменений названий тех не переименованных улиц, которые остались, в частности и в Одессе. Также мы предложили общественности прислать нас свои пропозиции – на сайте ОГА был электронный адрес. Не могу сказать, что был огромный ажиотаж, но письма были. Были даже предложения, каким именно улицам чьи имена присвоить и обоснования почему. Потом на заседание комиссии мы пригласили тех, кто присылал такие предложения. В частности принимали участие представители партии «Свобода». Сейчас много говорят, мол, мы приняли за основу их предложения, но это не так – они были одним из всех, кто предлагал изменения. Кстати, их предложения очень грамотные – они обосновывали, писали, кто этот человек. Мы выслушали абсолютно всех во время расширенного заседания комиссии. Если было несколько пропозиций на одну улицу, комиссия голосовала. Мы не предлагали какие-то непонятные названия. Были предложения назвать улицы в честь погибших бойцов АТО, писателей, поэтов, ученых…
Каков сам механизм: опубликовано распоряжение – и это конечная инстанция? Или предусмотрены еще какие-то юридические процедуры?
Надежда Яшан: Юридически больше ничего не нужно, если не будет обжалований в суде, то это распоряжение и будет конечной точкой. Мы осознаем, что есть люди, которые противятся переименованиям, что кого-то какие-то названия не будут устраивать, и что возможны судовые иски. Я бы сказала, что это политический вопрос. На переименование закон отводилось время, проводились общественные слушания… Но городской совет почему-то не предложил своего видения. Они изменили названия только нескольких улиц. Теперь же по закону ОГА должна принимать соответствующие решения, и мы исполняем закон.
В списке на переименование нет улиц имени Юрия Кузнецова, Георгия Голубенко и Бориса Литвака. Многих одесситов интересуют, чем это обусловлено?
Надежда Яшан: На одном из наших заседаний, конечно же, было предложено назвать улицы именем Кузнецова, Голубенко и Литвака. Мы хотим, чтобы память таких величайших людей, одесситов, почтили. Но те улицы, которые оставались не переименованными, находились не в центре – например, на Слободке или в Суворовском районе. Нам бы хотелось, чтобы улицы в честь таких людей были ближе к центру города. Городской совет предложил переименовать центральные улицы в честь этих деятелей. Мы подумали, что пусть лучше будут улицы в центре, а не те, которые мы предлагали. Поэтому мы сняли свои предложения. Будем надеяться, что горсовет доведет это дело до конца и у нас в центре города будут такие улицы.
Решение ОГА сразу же нашло протестный отклик у нардепа от «Оппозиционного Блока» Николая Скорика. Скандально известный политик на своей странице в связи с переименованиями улиц обратился к Президенту Петру Порошенко, мол, пишу здесь, потому что вы заявляете, что активно пользуетесь соцсетями и читаете. Правда, похоже, что сам Скорик не активный пользователь, поскольку забыл затэгать Порошенко. Или же депутат считает, что глава государства и так ежедневно листает его страницу и само собой увидит этот «крик души».
Одесское отделение «ОппоБлока» анонсировало, что Скорик обжалует решение в суде. Такое действие обосновывается таким образом: «Парламентарий считает, что таким решением администрация превысила свои полномочия, поскольку многие названия улиц, такие как улица Белинского, Гайдара, Валентины Терешковой, Героев Сталинграда, улица Правды, проспект Маршала Жукова и другие не подпадают под закон о декоммунизации». И сразу же становится ясно, что Николай Скорик не утруждал себя элементарной проверкой: ), значатся и Георгий Жуков (Советский военачальник, маршал; Министр обороны СССР, член президиума ЦК КПСС, отличился многочисленными приказами о расстрелах красноармейцев и мародерством на оккупированных территориях Германии. Участник подавления Венгерской революции 1956), и Валентина Терешкова (Летчик-космонавт. Депутат Верховного Совета СССР в 1966-1989 гг. Депутат Государственной думы РФ VI созыва от «Единой России», заместитель председателя Комитета Государственной думы по международным делам. Член Высшего совета «Единой России». Участвовала в событиях оккупации Крыма РФ в 2014), и Аркадий Гайдар (деятель коммунистической партии, член ЧК). В названии «Героев Сталинграда» упоминается Сталин, да и новое название – Героев обороны Одессы – куда ближе городу. Похоже на то, желание обжаловать решение – это искусство ради искусства, протест ради протеста, прикармливание электората ради рейтинга.